Старый мастер-писец
Нажимайте на картинки
|
Старый мастер-писец устроился на своей тростниковой циновке и посмотрел на мальчика, что сидел перед ним. «Почему ты пришёл сюда?» - спросил он. «Я пришёл, чтобы научиться быть писцом, таким же, каким был мой отец», - сказал мальчик.
|
Старик улыбнулся. «Если ты хочешь стать писцом, в первую очередь ты должен узнать о тех видах письма, которые используются, чтобы записывать язык египтян. Затем, ты будешь учиться читать это письмо и писать на нём», - он замолк, затем закрыл глаза. Прошла минута. Он затем он начал говорить негромким голосом. «Я начну с самых основ».
«Очень, очень давно Тот, великий бог письма и знаний, принёс дар Medu Netjer («Слова богов») на землю. Тысячи лет это священное письмо использовали, что записывать слова и деяния фараонов, богов и богинь».
«Если эта письменность была священной, что писцы использовали для написания писем?» - спросил мальчик.
Старый мастер-писец продолжил. «Несколько лет спустя был изобретён ещё один вид письменности, так что обыденную информацию можно было записывать быстро и легко. Эту письменность использовали писцы, что служили при храмах и дворцах и должны были вести записи и писать письма». Он сделал паузу.
«Знаки новой письменности были основаны на символах из священного письма. Однако их рисовали с меньшим числом линий и украшений. Благодаря этому такие знаки писать было легче и проще».
Старый мастер-писец подобрал тростниковое перо и аккуратно нарисовал на куске известняка иероглифический символ . Рядом с ним он быстрым движением руки начертил тот же символ иератическим письмом .
Он показал их мальчику. «Видишь разницу?» - спросил он. Мальчик изучил символы и кивнул.
«Сейчас, во время правления Ухемибры (Нехо II), мы больше не используем иератическую письменность. Наша общая письменность – это sekh shat, «письмо для документов». Символы основаны на иератических знаках, но они были даже более простыми. Благодаря этому писать их было проще и быстрее».
Старый мастер-писец замолк и вытер лоб. «Как писцу тебе будет дана сила и знание, связанные с письменностью. Сначала тебе нужно будет выучить общепринятую письменность страны для ежедневных задач. После этого, если тебе хватит удачи и таланта, ты также будешь изучать священное письмо. Те, кто изучает священное письмо, узнают секреты богов и тайны страны».
Старый мастер-писец потянулся к чему-то позади себя и взял маленькую деревянную палетку. Он протянул её мальчику. «Это для тебя. Как только ты выучишься читать и писать, для тебя откроется в мире много возможностей. Старательно тренируйся в написании своих символов, и ты далеко пойдёшь». Затем он встал.
Мальчик попрощался со старым мастером-писцом и отправился домой. Много лет он учился на писца, по несколько часов в день практикуясь в написании знаков. Это была сложная работа, и иногда он ненавидел школу. Но он старательно трудился.
Наконец, он был готов покинуть школу писцов. Он преуспел, и ему предложили занять место жреца в храме.
Спустя долгое время после смерти старого мастера-писца молодой человек всё ещё думал об их встрече. Он всегда помнил о том, чему его научил старый мастерц-писец относительно важности изучения письма, а также о чести быть писцом.